>>
|
No. 5886
Вряд ли возможно установить точное время введения монополии казны на продажу крепких напитков, однако известно, что уже при Иване III (1462 —1505) государство контролировало и винокурение. За право производства медовухи, вина, а позднее водки частные лица должны были платить внушительную пошлину — "явку". Единственными свободными от государственного контроля очагами винокурения были до конца XVII века монастыри.
Иван Грозный создал в Москве тотальную систему "недельщиков" и "десятников" — государственных управляющих корчмами (именно так, на польский лад, назывались тогда питейные заведения), отвечавших за продажу водки. Население могло пожаловаться на них царской администрации. В других городах корчмы раздавались "в кормления" боярам. По сути это была уже полуоткупная система: местные чиновники, не получая жалованья, вносили за право управления алкогольными делами деньги в казну.
После взятия в 1552 году Казани корчмы получили татарское название — "кабаки". Царевы (государственные) кабаки либо отдавались на откуп (и в этом случае сумма, которую ежегодно платили за право торговли на определенной территории в казну откупщики, была фиксированной), а затем — прежде всего в Москве — содержались государствеными управляющими нового типа, "верными целовальниками" (с прямым поступлением прибыли в Приказ большого прихода — госналогслужбу тех времен). Столь экзотическое название произошло от церемонии целования распятия, которую должен был проделать каждый хозяин заведения.
|